babiyar_zapoved (babiyar_zapoved) wrote,
babiyar_zapoved
babiyar_zapoved

Еврейский мемориал в Бабьем Яре - моральный выбор украинского народа

В продолжение полемики о мемориале в Бабьем Яре - статья-доклад Юлиана Рапапорта, написанная в 2003 году.

Создавая подобные мемориалы, разумеется, необходимо думать о «общем будущем» общества. Об этом же думали, когда создавали Американский музей Холокоста, как и все другие подобные места, тем более, что речь идет о росте антисемитизма и его преступных акциях. Только произрастать это будущее может из разных концепций: оно может быть основано на исторической правде, совести и справедливости; на том, чтобы вскрыть и вычистить застоявшиеся и зловонные гнойники истории; открыто осудить прошлые преступления и ошибки и говорить о них молодежи, чтобы они никогда не могли повториться; удовлетворить чаяния всех национальных общин и меньшинств, «связанных» с Бабьим Яром; дать евреям возможность создать свой отдельный мемориал Холокоста в Бабьем Яре и по всей территории Украины, как они того требуют; обеспечить свободу слова, демократию и права человека для всех членов общества.



Юлиан Рапапорт
Нью-Джерси
Где ныне воз?

Прошло почти два года с того памятного дня 29 сентября 2003-го, когда группа иммигрантов из бывшего Союза, включавшая бывших узников гетто и концлагерей, ветеранов войны, провела митинг памяти и протеста в Манхэттене у здания Джойнта. Организовал митинг созданный в то время американский комитет “Save Babi Yar”, возглавивший протест американцев против проекта строительства в Бабьем Яре еврейского культурно-общинного «ценра кощунства» под названием «Наследие». Акция закончилась полным успехом и стала решающим вкладом, дополнившим голоса протеста «общественного мнения в Украине» группы еврейских организаций и созданного в связи с этим киевского общественного комитета «Бабий Яр» (со-председатели - известные общественные деятели академики Иван Дзюба, Мирослав Попович и правозащитник Семен Глузман). Проект «Наследие» был молча перенесен «Джойнтом» в другое место. Благодаря действиям американского Комитета была вскрыта лживость некоторых утверждений лидеров группы сторонников «Наследия» в Киеве во главе с И.М.Левитасом, которые ввели в заблуждение еврейскую общину Украины. В результате последний вскоре был снят с занимаемой им государственной должности, а представителем еврейской общины при президенте Украины был назначен лидер оппозиции проекту «Наследие», председатель ВААД Украины Иосиф Зисельс. Наверное, тогда впервые настолько проявились сила и авторитет американских евреев-иммигрантов из бывшего СССР.
Что произошло в Украине после этого? В декабре того же 2003 года комитет «Бабий Яр» провел в Киеве «круглый стол»: «Мемориальная культура Бабьего Яра», который выявил не только совпадение мнений участников в оппозиции проекту «Наследие», но и разногласия в том, что же все-таки должно быть создано в Бабьем Яру. Сокращенный текст моего доклада, представленного на этом «круглом столе» и отражающего эти различия, приводится ниже. В 2004 году, к 63-й годовщине Бабьего Яра, в Киеве состоялась презентация новой книги, разработанной киевским комитетом – «Бабий Яр: человек, власть, история. Документы и материалы в 5 книгах. Книга 1. Историческая топография. Хронология событий». Составители Татьяна Естафьева, Виталий Нахманович, Киев, Внешторгиздат Украины, 2004. Замысел и весьма значительную работу авторов и составителей нельзя переоценить – ведь они пытаются «выйти на след», разгрести завалы и «замывы», успешно создававшиеся фашистами и советской властью в течение более полувека, и не только физически - в земле, но и в сознании людей. Выпущен первый том из объявленных пяти, работа над следующим продолжается в настоящее время. Знакомство с выпущенной книгой показывает, что установки киевского комитета, в том числе подвергнутые критике на круглом столе, не изменились. После представления первой книги по Украине прошла буря «оранжевой» революции, за которой последовал необходимый период решения первоочередных задач. Приближается и время принятия решений по Бабьему Яру, научным обоснованием которых авторы предполагают упомянутое исследование. Поэтому актуальность обсуждения данного доклада со временем не только не уменьшилась, но возросла, тем более, что материалы того «круглого стола» пока не опубликованы.

23 августа, 2005 г., USA


Юлиан Рапапорт

Еврейский мемориал в Бабьем Яре -
моральный выбор украинского народа *


I
На Украине, по-видимому, приближается обсуждение создания мемориального комплекса погибшим в Бабьем Яре. Существуют разные подходы к созданию такого комплекса. Чаянием многих поколений евреев являлось создание мемориала уничтоженным там соплеменникам. При рассмотрении и обосновании концепции еврейского мемориала в комплексе мемориального Бабьего Яра необходимо, в том числе, рассмотреть и осознать причины, почему такого мемориала нет до сих пор.
Особенность и кажущаяся спорность проблемы Бабьего Яра, в сравнении с другими местами осуществления Холокоста, заключается в ее интернациональности: в разные периоды фашистской оккупации здесь убивали или хоронили людей разных национальностей: евреев, цыган, украинцев, жителей Киева, военнопленных. В одном яру лежат и жертвы, и палачи и их вдохновители.
Сегодня, через 63 года после еврейской трагедии Бабьего Яра, можно констатировать позорный для Украины факт - трагедия эта до сих пор не увековечена. Я согласен с высказывавшимся в американской печати мнением, что отношение к увековечению жертв Холокоста является показателем цивилизованности страны и ее народа. Исходя из этого критерия, Украину сегодня нельзя вполне причислить к этой категории. Но я помню и знал другую, прогрессивную, мыслящую и совестливую Украину!
В советские времена казалось, что замалчивание еврейской трагедии Бабьего Яра, преследование тех, кто чтил его память, печально известный памятник «советским гражданам» - все это «продукты» тоталитарного коммунистического режима. Но режим сгинул, а проблема осталась. Почему? Я вижу, по крайней мере, три основные причины.
Причина первая - евреи в Украине ни в чем не могут быть первыми, евреи должны знать свое место и быть благодарны коренной нации за то, что им дают жить на этой земле. Так уж, видно, устроено национальное сознание части украинцев, что оно чувствует себя ущемленным и униженным, не переносит превосходства или выделения в чем-либо евреев на своей земле, в «своем доме». Учет настроений этой группы населения, вовсе не обязательно настроенной антисемитски, по-видимому, повлиял на непринятие решений по Бабьему Яру. А в нем, как ни крути, евреи находятся на страшном первом месте. И дело здесь вовсе не только в количестве убиенных людей или сброшенных в яр тел. Хотелось бы успокоить тех, кого волнует это «первенство» - это нацисты, а не вы, выбрали и создали страшный «приоритет» евреев в Бабьем Яре, это евреи стали его первыми массовыми жертвами. Увековечение еврейских жертв Бабьего Яра в еврейском мемориале будет означать противостояние этому фашистскому выбору, осуждение и отмежевание от него.
Причина вторая – пособничество и участие украинских националистов, полицаев и добровольных помощников в геноциде евреев. Очень уж не хочется государству и разным национальным деятелям ворошить прошлое, тем более каяться, извиняться и осуждать, учитывая причину первую. Так что вначале была выбрана советская тактика замалчивания, замывания и затирания памяти о Бабьем Яре, потом – искажения и «интернационализации» произошедшего в нем. Представляется, что любая попытка честного увековечения трагедии Холокоста в Бабьем Яре должна учитывать эти факты.
Причина третья, и совершенно банальная: на Украине никогда не было недостатка в антисемитизме, в том числе в высших эшелонах власти, и антисемиты никогда не хотели лишнего упоминания о евреях, которые им были, как кость в горле. Да и денег стоит это увековечение.
Украине принадлежит сомнительная честь «первенства» как места начала Холокоста, выбранного нацистами. Фашисты сделали такой выбор не случайно, а потому, что считали условия на Украине для этого наиболее благоприятными и подходящими, учитывая богатую антисемитскую, бандитско-погромную историю Украины, в том числе во время последнего перед 41-м годом пребывания немцев на Украине в 1918-19-х годах. И надо признать, что фашисты не ошиблись в своих расчетах, их цели геноцида евреев нашли широкую поддержку и энтузиазм местного населения, не вызвали массового противодействия и протеста с его стороны. Вопрос этот изучен недостаточно, менее вопроса о «праведниках» (например, сколько было коллаборационистов-палачей украинцев?), находятся даже «ученые», отрицающие их участие, пытающиеся замолчать факты и роль регулярного бандоформирования украинских националистов-добровольцев «Буковинский Курень» в садистской преступной расправе над евреями Киева в Бабьем Яре. Украина занимает второе место в мире по числу евреев, убитых в годы нацистской оккупации. Каждый четвертый погибший в Холокосте погиб на Украине. Эти факты говорят об особой ответственности украинского государства и народа за увековечение памяти жертв Холокоста и осознания его. Однако сделано в этой области пока совершенно недостаточно, и Бабий Яр – символ этого!
Если евреи хотят почтить память своих соплеменников и других жертв в еврейском мемориале Бабьего Яра, Украина обязана предоставить им эту возможность, и вовсе не из любви, сочувствия или жалости к евреям и их трагедии, о которых евреи не просят и в которых особенно не нуждаются (хотя уверен - многие украинцы испытывают именно эти чувства). Более того, увековечение памяти жертв Холокоста на Украине вовсе не должно рассматриваться и оцениваться, как проявление этих чувств, так же как вовсе не только из этих чувств и не в этом смысле трагедия Холокоста увековечена в Европе и в мире.
Геноцид нации – самое страшное и тяжкое из всех известных на земле преступлений против человечности, зафиксированное в документах ООН. Цепь этих преступлений тянется уже после 2-й Мировой войны по всему миру, вплоть до сегодняшнего дня, показывая актуальность борьбы с этим пещерным злом. Увековечить память жертв Холокоста Украина обязана прежде всего не евреям, а цивилизованному человечеству - как свой вклад в эту борьбу и как зримый знак осуждения этого страшного преступления. Пока же преступление геноцида на Украине полностью не осуждено, и, по крайней мере, моральные итоги 2-й мировой войны в отношении него до сих пор не подведены и не закрыты – в единственной из стран, опаленных той войной. А ведь необходимыми условиями неповторения его на земле являются знание молодыми поколениями горькой правды прошлого, почтительное, соответствующее еврейской традиции, увековечение памяти жертв Холокоста, и решительное осуждение и презрение к палачам и убийцам. Новые мемориалы и музеи памяти Холокоста недавно открыты в Польше, Венгрии, Германии; правительства Западной Европы поддерживают их создание. Мемориальные парки с памятниками еврейским жертвам Бабьего Яра давно уже существуют в Денвере и Филадельфии (США), даже далекая тоталитарная Куба воздвигла свой мемориал, и только Украина, считающая себя цивилизованной – страна начала и проведения Холокоста - «забыла», «не дозрела», недосуг все ей сделать это!
Во всем цивилизованном мире уже давно, правда, с помощью евреев, признали универсальное, уникальное, всемирно-историческое значение опыта Холокоста для земной цивилизации, никто его не оспаривает и (не дай Б-г) с ним не конкурирует. Существует лишь одна «отдельно взятая» восточноевропейская страна, население которой несло значительную часть ответственности за осуществление Холокоста, не сделавшая этого. После войны коммунисты - зеркальное отражение фашистов - предприняли усилия, чтобы скрыть преступления нацистов и их пособников в Бабьем Яре, проводили политику государственного антисемитизма и издевательской дискриминации евреев. И до сих пор, 60 лет после окончания войны, уже освободившись от коммунистического ига, страна эта не только не раскаялась в совершенном, не извинилась перед евреями, не расследовала преступления против человечности, не осудила преступников и не выплатила компенсаций оставшимся в живых жертвам, но и до сих пор не дала увековечить память жертв Холокоста. А сейчас она хочет, как ни в чем не бывало, войти в семью цивилизованных стран и народов мира...
Если бы от украинского народа не скрывали правду и у большей его части преобладало бы понимание произошедшего, возникло чувство вины, стыда и ответственности за содеянные их предками злодеяния, то вопрос о первенстве бы не стоял - евреям давно бы дали возможность увековечить свои жертвы в Бабьем Яре; тогда ежегодно, 29 сентября, когда евреи скорбят о своих жертвах, украинцы отмаливали бы грехи своих отцов в национальный день скорби и покаяния, как это делают, например, немцы.
Однако этого не происходит, вместо этого мы продолжаем слышать: «НО». «Но» это заключается в том, что не только еврейские жертвы Холокоста погибли и «лежат» в Бабьем Яре, но и другие жертвы нацизма. Евреи это знают, понимают и говорят: - пожалуйста, увековечьте память этих жертв так, как вы считаете нужным, не оскорбляя и наших чувств. Свои же жертвы мы хотим почтить сами и отдельно. Почему-то до начала разговоров о кощунственном еврейском проекте «Наследие» в Бабьем Яре, никто, насколько я знаю, не добивался создания здесь мемориала его не-еврейским жертвам! А сколько людей в советское время собирались почтить их память на митингах в Бабьем Яре, которые могли привести и к аресту?- Нисколько, или почти нисколько! Бабий Яр известен во всем мире именно как символ и место еврейской трагедии начала Холокоста, а в смысле военных жертв – это одно из многих печальных мест, не отличающееся от других ему подобных (например, Дарница в Киеве).
Когда убивают отдельного человека или группу людей – это всегда трагедия, хоть обстоятельства убийства могут быть разными (например, никого, кроме евреев, в Бабьем Яре не раздевали донага и не грабили перед убийством). Однако, когда мы смотрим на эти события с расстояния десятилетий, и когда речь идет не об отдельных, а о массовых казнях, которые нормальный человеческий ум и объять не в состоянии, - то становится ясной большая разница - кого и за что убивали, принципиальное отличие военных жертв той войны от жертв Холокоста - первого в современной истории, после армян, геноцида целой нации, народа и культуры. По национальному признаку, как народ, садистски убивали только евреев. Об этом точно написал А. Бураковский: «на шестой день после начала трагедии Киев был объявлен городом «юденфрай» (свободным от евреев). Разве в нем не оставалось больше украинцев и русских?» (Форвертс, №375, 31 января-6 февраля 2003 г.). Холокост не имел никаких военных целей, наоборот, он отвлекал человеческие и материальные ресурсы фашистов от военных действий, и рассматривался Гитлером как самостоятельная и очень важная задача. Совмещение памяти военных жертв с жертвами геноцида привело бы, по мнению многих евреев, к принижению значения начала Холокоста. Да и где прикажете молиться верующим разных конфессий?
Не заслуживают внимания и не выдерживают критики имевшие место попытки объяснить и даже оправдать преступные зверства украинских националистов, осуществлявших Холокост, «работой» какого-то числа евреев в НКВД. Не евреи определяли политику преступного сталинского режима, не они составляли большую часть репрессивных органов и не они осуществляли массовые казни жертв режима, а были, наряду с другими, винтиками того страшного механизма (см. И. Аксельрод «Евреи и Голодомор», Форвертс, №419, 5-11 декабря 2003 г.). Поэтому должны быть решительно отклонены попытки искусственно объединить жертвы Холокоста - нацистского геноцида евреев, с жертвами сталинского политического террора и голодомора на Украине. Хотя оба преступных режима имели много общего в методах совершения преступлений, их мотивы и жертвы - разные. Еврейский народ давно осудил и отвернулся от выродков-евреев, прислуживавших в преступном НКВД. А вот как насчет выродков-украинцев, служивших фашистам, швырявших в Бабий Яр живых детей, раздевавших и грабивших евреев перед расстрелом, зверски убивавших их по всей территории Украины и выдававших своих соседей фашистам? Что о них известно, они осуждены? Способен ли украинский народ сегодня отделить стремление украинских националистов к «вильной Украине» от совершенных ими злодеяний и преступлений против евреев? Создание еврейского мемориала в Бабьем Яре должно дать ответы на эти вопросы, а иначе мемориал в Бабьем Яре превратится в такое же кощунство, от которого мы только что избавились,- только теперь с украинской, а не с еврейской стороны. Разве этого мы добивались? Можно также с уверенностью утверждать – попытка искажения или забвения истории не пройдет и ни к чему хорошему не приведет. Евреи ничего не забудут и не простят своим мучителям – они помнят все, что произошло с ними за тысячи лет!.. (напр., Л. Кручинин «На их руках еврейская кровь», Форвертс, №417, 21-27 ноября 2003 г.).

II

В Америке никогда не уничтожали евреев, американские войска в Европе освобождали концлагеря с уцелевшими евреями. Но и американское правительство и народ несут свою долю вины и ответственности за проведение Холокоста: отказ принять корабли с евреями-беженцами из Европы, решение не бомбить крематории концлагерей, зная о том, что там творилось. За все это американское правительство давно было подвергнуто суровой публичной критике.
В знак раскаяния, сожаления и признания своей вины, понимая огромную общечеловеческую значимость образования о Холокосте, американское правительство выделило евреям государственную землю в столице Вашингтоне, практически на территории национальной гордости Америки – комплекса музеев, называемых «Smithsonian». И на этой земле евреи построили, исключительно на собранные ими средства, музей Холокоста, второй по значению в мире после «Яд Вашема» в Иерусалиме. И этот музей стал одним из государственных национальных музеев Америки! Он обращен не только в прошлое, но и в будущее - для исключения геноцида на земле. Есть в этом музее, как и в Яд Вашеме, данные и о Бабьем Яре..., которые никто уже не может игнорировать. С открытия музея в 1993 году через него прошли многие миллионы людей (более 2 млн. в год). И это не считая передвижных выставок по всей стране.
А рядом, в «Smithsonian» - музее Американской Национальной истории, специальный отдел (!) в галерее комнат рассказывает о позорной странице американской истории, когда после бомбардировки Перл Харбор была нарушена Американская Конституция и все население японской национальности Америки было депортировано в специальные гетто. Вот примеры и образцы цивилизованности, которые американцы видят у себя на родине, и которую большинство еврейской русскоязычной эмиграции Америки хотели бы видеть в Украине и в Бабьем Яре. Все, чего они хотят от украинского народа и его правительства – это выделения им, обоснованной в результате исследований и согласованной с другими частями мемориального Бабьего Яра, пропитанного еврейской кровью участка земли, на которой евреи сами и на свои средства, возведут мемориал еврейским жертвам. Горькой земли Бабьего Яра хватит на всех! Г-ди, сколько еще нужно ждать и унижаться, чтобы увековечить память своих погибших?


III

Отдельный еврейский мемориал в Бабьем Яре, по-моему, вовсе не обязательно должен составлять единый архитектурный ансамбль с мемориальным комплексом Бабьего Яра, и не должен быть украшением этой земли, ибо Бабий Яр - это не Версальский дворец. Это - до сих пор зияющая и не залеченная рана земли, вопиющая о справедливости и успокоении (как и сотни других «бабьих яров» по всей земле украинской). И судьба ее – в руках народа, который населяет эту землю, и в то же время – это и его судьба. В документах Американского Еврейского Национального Комитета “Save Babi Yar”, доступных на Украине, в частности, говорилось: «Святая обязанность правительства Украины создать общий комплекс мемориальной памяти погибшим здесь жертвам, а не строить еще одну «братскую» могилу», «Пусть каждая пострадавшая там национальная община создаст мемориал, близкий ее духу, а согласовать единый комплекс Мемориального Бабьего Яра – дело чести и обязанность государства Украина». В свое время другие национальные группы справедливо отвергли намерения еврейской группы сторонников «Наследия» увековечить память нееврейских жертв Бабьего Яра в своем проекте. Также сегодня и евреи отвергают какое-либо вмешательство других национальных групп или украинского государства в создание еврейского мемориала в Бабьем Яре.
Кроме универсального значения Холокоста, в документах Американского Комитета были указаны и другие серьезные основания коллективной воли евреев создания отдельного еврейского мемориала: традиция раздельных мест захоронения и поминовения у разных национальных общин и вероисповеданий; недопустимость возможности совмещения увековечения памяти жертв и палачей или их прислужников, лежащих в Бабьем Яру; символическое признание факта соседского проживания еврейской общины в Украине. Было также заявлено, что евреи эмиграции, а не только те, кто проживает в настоящее время в Киеве и Украине и составляющие лишь незначительную долю всех евреев, «затронутых» Бабьим Яром, имеют моральное право голоса и ответственность за создание еврейского мемориала в Бабьем Яре. Для заинтересованности в деле такого масштаба не существует государственных границ, и оно не сводится к ответственности только местной еврейской общины. В то же время, никакие отдельные группировки, организации или группы профессионалов не должны самостоятельно решать, что будет строиться в Бабьем Яре и не могут представлять всех небезразличных к этому евреев. Решения должны приниматься демократически и открыто, желательно консенсусом. Эта концепция американской еврейской диаспоры давно обнародована и ждет ответа от украинского общества, включая его еврейскую общину, от государства и народа.
Надесь, Украина не пойдет по пути пренебрежения этим мнением и пожеланиями. Принятые в Киеве решения по Бабьему Яру на века будут свидетельствовать о состоянии современного украинского общества и окажут на него определенное влияние. Советский памятник в Бабьем Яре века стоять будет, и с первого взгляда говорить о тоталитарном режиме больше, чем потомки захотят узнать о нем из книг! Если еврейская диаспора не будет удовлетворена тем, что сделано в Бабьем Яре без ее участия, если сокровенные мечты и чаяния нескольких поколений евреев не найдут здесь своего воплощения и успокоения, она может сделать то же, что уже сделала в отношении печально известного проекта «центра кощунства» «Наследие» - денонсирует его.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment