babiyar_zapoved (babiyar_zapoved) wrote,
babiyar_zapoved
babiyar_zapoved

Яр позитивного образа

Статья Виталия Портникова в его журнале vokintrop, а также комментарии к ней.

Этой весной, перебирая бумаги в иерусалимской квартире своей тетки, я неожиданно наткнулся на фотографию другой своей родственницы, Рахили Портниковой, сестры бабушки, погибшей вместе с мужем и месячной дочерью в Бабьем Яру 65 лет тому назад. Фотографию и данные о погибших передала уезжавшей в Израиль тетке бабушка, попросившая передать данные о погибших в Яд ва-Шем. Бабушка, пережившая свою старшую сестру почти на эти 65 лет, никогда не рассказывала мне о своей просьбе. Она вообще не любила вспоминать о Бабьем Яре. Всю свою долгую киевскую жизнь она объезжала ненавистное место всеми возможными маршрутами и всегда поражалась, когда кто-то заговаривал о квартирах на Сырце. «Оттуда же виден Бабий Яр», – и эта фраза, по ее мнению, должна была завершить любую дискуссию. Это отношение к месту передалось и мне. Конечно же, я не объезжаю район Бабьего Яра, был на церемониях, посвященных памяти погибших. Но то что я ощущаю в этом месте, трудно передать в газетной статье. Это явственное соприкосновение со смертью – смертью несправедливой, жестокой, неумолимой и подлой, смертью не от Б-га. Вот, собственно, я и нашел то объяснение, которое могло бы показаться кощунственным, если бы не трагедия 1941 года: нет Б-га в Бабьем Яре. И человек здесь непосредственно соприкасается со злом, с тенью Армагеддона.


Это место не смогло стать местом упокоения жертв и после войны. Десятилетиями нам, потерявшим своих близких в Бабьем Яру – и тем, кто хотел приходить сюда ради напоминания о Холокосте, – отказывали в естественном праве памяти. Нужно ли напоминать о нелепых попытках построить здесь танцевальную площадку, устроить парк культуры и отдыха. Собственно, почему нелепую? Такие парки на месте подобных трагических событий были созданы в других украинских городах, я сам несколько лет учился рядом с яром, ставшим местом последней молитвы евреев Днепропетровска – и даже памятной таблички там тогда не было. А в Киеве не получилось: строительное усердие местной власти обернулось оползнем на Куреневке. Так после войны появились новые жертвы Бабьего Яра.

Нашу память удалось отстоять. В 70-е годы Владимир Щербицкий даже открыл здесь памятник его жертвам. Единственное, было нельзя упоминать о погибших евреях. Одно из самых неприятных и самых ярких воспоминаний школьных лет – как меня осаживает карьеристка-историчка, когда, рассказывая о Бабьем Яре, я произношу слово «евреи». «Там погибли люди разных национальностей», – произносит она, недавно приехавшая в наш город из России и вряд ли способная понять чужую боль, заученную конъюнктурную фразу…

В наши дни Бабий Яр стал местом другой конъюнктуры. Теперь память жертв используют для создания позитивного имиджа. 50­летие трагедии в Бабьем Яру, действительно, было событием переломным. Тогда память погибших в первый раз почтили по-человечески, с участием огромного количества людей, представителей зарубежных государств, украинского руководства. Тогда председатель парламента Украины Леонид Кравчук обратился к евреям на идише и впервые принес извинения за тех, кто участвовал в массовом истреблении соотечественников. Однако за 15 лет, прошедших после этого события, память Бабьего Яра так и осталась памятью о дате. В Киеве не стали, как, например, в краковском квартале Казимеж, восстанавливать утраченную атмосферу еврейской жизни, устраивать регулярный фестиваль еврейской культуры или ежегодный форум, посвященный Холокосту. О Бабьем Яре вспоминают, когда тут собираются построить еврейский культурный центр – вот уж, действительно, прекрасное место или когда нужно продемонстрировать новый современный облик Украины и ее власти. Поэтому 65-летие пришлось явно кстати: до 70-й годовщины Бабьего Яра президент Ющенко ждать просто не может.

Планировался большой форум с участием лидеров России и Соединенных Штатов, которых лично пригласил президент Украины. Но стоит ли удивляться тому, что Путин и Буш не приехали – а вот в Освенциме в прошлом году они были! В конце концов, в Освенциме отмечалось 60-летие освобождения лагеря. А в протокол президентов не так уж просто внести цифру «65», даже когда форум, проходивший в Киеве в эти дни, объявляется продолжением форума, состоявшегося в Польше. Но дело даже не в президентах. Дело в том, что о Бабьем Яре нельзя вспоминать по случаю и считать, что торжественная церемония памяти жертв, проводимая раз в пять лет, представит миру образ европейской страны. Думаю, моей бабушке не это было нужно. И украинским гражданам нужно не это. Европейская страна – это страна, не забывающая о погибших соотечественниках. Музей Анны Франк в Амстердаме работает ежедневно. В Киеве же нет музея Холокоста, зато есть пресловутая МАУП, ежедневно генерирующая ненависть и даже президента страны объявляющая сионистским агентом. МАУП не закрыли ни Кучма, ни Ющенко, хотя требование о ликвидации заведения было связано с отменой поправки Джексона-Вэника для Украины. Американских законодателей можно и обмануть, а вот себя самого не обманешь: церемония – это только день на телеэкране. Урок Бабьего Яра можно усвоить, только изменив город и страну вокруг этого страшного места, – и тогда окружающий страну мир, возможно, тоже изменится к лучшему…


Источник: http://vokintrop.livejournal.com/366548.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments